предыдущая страница http://www.proza.ru/2019/08/19/370
Классным руководителем нашего девятого была назначена новенькая в школе – Галина Васильевна Рязаева, прибывшая по распределению по окончании Казанского университета, дочь генерала. Но в конце декабря ее избрали вторым секретарем райкома ВЛКСМ и мы остались «бесхозными», т.к. никто из педагогов не соглашался на классное руководство к нам. Тем не менее со многими педагогами у нас были взаимные интерес, внимание и уважение.
По прошествии многих лет, имея огромный опыт работы в правоохранительных органах и несколько лет - в школах, в Институте повышения квалификации учителей Москвы (МИОО) понимаю, как права была Галина Ивановна Казак, даже если она шутила. Выдержав всего с пару месяцев в конце учебного года нашей классной руководительницей, она отказалась, заявив, что мы ее «до Отпора доведем». «Отпором» ранее называлась ж.д.станция, ныне г. Забайкальск, где в давние времена находилась областная психиатрическая больница и это слово превратилось у забайкальцев в нарицательное - когда в ругательство, когда в угрозу кому-нибудь или определение. Она была учителем младших классов, заочно училась в пединституте и воспитывала маленького Вовку, который во взрослой жизни стал моряком и ныне живет со своей семьей в Прибалтике. При такой нагрузке еще и наш сумасшедший девятый, сборный класс числом в сорок две личности, пытавшихся утвердиться в жизни, совершенно разных по характеру, воспитанию, из разных семей, мест и школ, - для Галины Ивановны был чересчур тяжелым бременем на тот период.
Перед Новым, 1969 годом, к нам в школу пришла новенькая - учительница английского языка Вера Михайловна Евстратенко, она и стала нашим последним классным руководителем. Мы были ее первым выпуском после окончания Читинского пединститута. Вере Михайловне было с кого брать пример и иметь поддержку - местная жительница, дочь старейшего учителя, завуча начальных классов Могойтуйской средней школы, Заслуженного учителя РСФСР Зои Николаевны Евстратенко, прибывшей в наш райцентр в тяжелые годы Великой Отечественной войны молоденькой девушкой. И от Руфины Федоровны, как она рассказывала мне недавно, в один из приездов на Родину.
Классное руководство в школе–интернате, в классах, где было много детей, особенно среди учащихся младших классах, как из неполных семей, так и из расформированных-реорганизованных детских домов области, несравнимо с классным руководством в обыкновенных школах. Кроме педагогического коллектива, состоявшего из учителей и воспитателей, было много еще технического персонала – бухгалтерия из нескольких человек, фельдшер в медпункте школы, повара, зав. складом одежды и обуви, уборщицы, зав. мастерских, прачки, сторожа, столяр, плотник, дворник, сапожник. Все вместе они занимались нашим жизнеобеспечением, воспитанием, образованием. Многих из них персонально я даже и не успела узнать за два года учебы.
Классный руководитель в нашей школе-интернате должен был так организовать свою работу, чтобы обеспечить не только явку детей на уроки, наличие мела с тряпкой для доски в классной комнате. Нужно было контролировать и обеспечивать, чтобы все дети из класса были сыты – вовремя посетили школьную столовую и не остались голодными; если кто-то заболел – обеспечить медосмотр, при необходимости организовать с руководством школы транспортировку ребенка поездом в Читу – в ж.д. поликлинику или больницу (в районных медучреждениях нас не принимали, только «Скорая» на экстренные случаи могла приехать) или к его родителям. Чтобы был порядок и чистота в комнатах для проживания, чтобы все дети вовремя получали на складе сезонную одежду и обувь – были одеты, обуты по погоде, сезону. Везде вовремя подать списки на получение, обеспечение… Если у кого-то прохудились ботинки – обеспечить выдачу ему новой обуви или вовремя дать записку и отправить ребенка к сапожнику для ремонта обуви. Кроме того, у нас в школе было хорошо организовано трудовое обучение, что также требовало внимания и контроля классного руководителя. Мальчишки много занимались в мастерских под руководством учителя по труду и учились делать не только табуретки, ремонтировать школьные парты и пр., делали много чего другого для саморазвития. Все навыки и умения, приобретаемые нашими мальчишками во время работы в мастерской, как на уроках, так и во внеурочное время, были вкладом в их будущую жизнь в своем доме, в семье.
Мой сосед по парте Женя П. после уроков вместе с друзьями там же собирал транзисторные приемники размером даже со спичечный коробок. Несколько раз нас выгоняли с уроков, когда Женя включал под партой для меня программу передач Агинского радио, песни на бурятском языке, начинавшуюся около одиннадцати часов утра. Учителю отобрать детали не удавалось ни разу, т.к. они были очень мелкими и помещались в наших руках и карманах. Женя вместе с Юрой Р. и Володей Л. все мечтали и пытались собрать телевизор из деталей, добываемых в те времена с трудом, и названия которых для меня были незнакомы и непонятны. Много разных моделей - танков, ракет мальчишки делали вместе и под руководством Викентия Робертовича, занимавшегося с ними и после ухода в Могойтуйскую среднюю школу.
На фото В.М.Евстратенко (фото 2016г.)
(Продолжение http://www.proza.ru/2019/08/21/679)